Сенсорное развитие детей раннего возраста

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Что такое сенсорное развитие?

Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными:

— зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

— слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

— осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

— обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

— вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

При этом разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цветавыступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятииэталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». А начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте.

Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.

Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).

Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

— цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

— форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

— величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

— звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

— элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же;

— и т.д.

Знакомя малыша с различными свойствами предметов, помните, что пока не следует в обязательном порядке добиваться запоминания и употребления названий этих свойств. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с ребенком, употребляет названия форм и цветов, но не требует этих названий от малыша.

В этой статье подробно описаны методы знакомства детей раннего возраста с наиболее значимыми признаками предметов – цветом, формой, величиной и количеством. Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, звучание, вкус и запах, однако их изучение выходит за рамки данной статьи. Основные признаки предметов мы предлагаем изучать на разных уровнях, с постепенным повышением сложности: сначала это практический уровень, когда малыш имеет возможность манипулировать предметом или игрушкой; затем мы используем картонные фигурки и карточки из настольных игр, которые ребенок также может брать в руки, перекладывать их; только после прохождения двух предыдущих уровней становится возможным выполнение графических заданий, а также выполнение устных упражнений. Изучение признаков предметов в ходе занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием также требует отдельного разговора.

ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов:

Сравнение предметов по цвету (без называния):

Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении:  Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания. Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами:

— используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов – цветные пирамидки, цветное лото и др.;

— рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы – игрушки, овощи и фрукты, одежду и др.;

— рассматривая картинки в книжках;

— в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией;

— предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.

Здесь вы найдете описание игр с дидактическими игрушками и настольными играми, которые помогают познакомить малыша с цветом. Начинайте обучение с 4-х цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без  труда узнавать и различать эти основные цвета, запомнит их названия, можно постепенно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Во время занятий постоянно называйте цвета, чтобы ребенок имел возможность хорошо запомнить их названия, однако в раннем возрасте не советуем требовать от ребенка самостоятельного называния цветов: если называет – хорошо, а если нет – научится позже.

Счётные палочки

Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева – палочку другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету: Давай разложим палочки на две кучки – сюда все такие, а сюда – вот такие! После выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все правильно разложил – здесь все зелёные палочки, а здесь – все розовые. Молодец!

Построй башню!

Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов – по 3-4 кубика каждого цвета. Предложите малышу построить башню определенного цвета: Давай построим башню такого цвета! Найди такой же кубик! – покажите малышу кубик определенного цвета, побуждайте принести другой кубик такого же цвета. Затем помогите ребенку приложить кубик к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить «такой – не такой». Если «такой» – кубик можно ставить сверху. Если «не такой» – предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз. В следующий раз проведите игру с использованием большего количества кубиков разных цветов.

Найди колечко!

Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета). Предложите малышу разобрать пирамидку и перемешать разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и попросите найти колечко такого же цвета: Найди такое же по цвету колечко! Помогите малышу сличать цвета – подносить к колечку-образцу поочередно другие колечки, обозначая результаты сравнения словами «такой – не такой»: Такой цвет? Не такой! И это не такой! Вот – такой! Это желтые колечки! (назовите цвет после достижения результата, когда пара найдена) Продолжайте с колечками другого цвета.

ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ

Знакомство малыша с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал. Следующий этап – изучение таких форм, как трапеция, полукруг, многоугольник, звезда. Изучение новых форм должно происходить только после того, как усвоен предыдущий этап. С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб, а ближе к дошкольному возрасту «кирпичик» (параллелепипед) и «яичко» (эллипсоид).

Обучение формам ребенка раннего возраста предполагает постепенное усложнение:

— Первый уровень знакомства с формами – практические действия. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются специальные игрушки – рамки и вкладыши Монтессори, доска Сегена, игра «Почтовый ящик». Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры.

— Второй уровень  знакомства с формами – зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами форм – плоскими геометрическими фигурами и объемными геометрическими телами, и их названиями. Также малыш учится воспринимать форму предметов на изображениях.

— Третий уровень  знакомства с формами – запоминание форм и их названий, что требует специальной работы.

Изучать геометрические формы – воспринимать и различать формы, запоминать их внешний вид и названия, а также закреплять знания о формах, можно несколькими разными способами:

— используя специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен принцип ориентировки на форму – практическое знакомство с формой;

— рассматривая, изучая эталоны форм – плоские геометрические фигуры и объемные тела;

— используя специальные дидактические настольные игры (например, «Геометрическое лото») и пособия, обучающие книжки с заданиями и наклейками, направленные на изучение формы (в настоящее время таких игр и книг достаточно в продаже);

— рисуя вместе с ребенком простые изображения форм, выкладывая и создавая их из разных предметов и материалов (счетных палочек, пластилина и др.);

— в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.

ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ

При изучении на занятиях с малышами признака величины советуем следующую последовательность обучения ребенка умению воспринимать признак величины и сравнивать предметы по величине (этапы изучения величины):

— Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга): Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы – кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т.п., специальные игрушки – вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

— Зрительное соотнесение – восприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки), удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса), или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз), атакже выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие).

— Называние – параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно.

Сравнивать предметы по величине можно разными способами:

— используя специальные дидактические игрушки, принцип действия которых ориентирован на величину;

— рассматривая и сравнивая по величине различные предметы – в помещении, на улице;

— используя специальные дидактические игры и пособия, а также книжки с заданиями и наклейками, направленные на изучение величины;

— в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.

Знакомство малыша с величиной должно происходить постепенно. В начале работы следует познакомить ребенка с общим определением величины: «большой» – «маленький», «больше» – «меньше», «одинаковый, такой же по величине» (в дошкольном возрасте помимо общего определения добавляются более частные: «длинный» – «короткий», «высокий» – «низкий», «широкий» — «узкий»).

Сенсорное развитие детей раннего возраста: 1 комментарий

  • 28.03.2018 в 21:48
    Permalink

    Больше правильных игрушек!)

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

проверка антибот


88a13c901c2d7dac Яндекс.Метрика