Можно ли во младенчестве определить черты характера ребенка?
Наверное, все родители с первых дней жизни ребенка пытаются определить, каким вырастет их малыш. Будет ли он спокойным или активным, эмоциональным или сдержанным, любопытным или боязливым? Конечно, со 100% точностью спрогнозировать, какими будут черты характера ребенка, вряд ли получится, но определенные задатки его личности можно определить уже во младенчестве.
«Легкий», «средний», «тяжелый»
В американской педиатрии выделяется три основных типа темперамента новорожденных (плюс промежуточные случаи). Дети с «легким» темпераментом характеризуются хорошей приспособляемостью к внешним условиям: они быстро привыкают к режиму, спокойны; проблема «как уложить ребенка спать» никогда не становится «больным местом» папы и мамы. Эти малыши хорошо себя чувствуют и на руках у родителей, и в компании игрушек, довольно лояльно относятся к посторонним (часто, вообще, минуя период «страха чужаков»), а когда подрастают, у родителей не возникает вопроса, как отнять чадо от груди или как отучить ребенка от пустышки. В общем, таких карапузов обычно называют «награда для родителей». Повзрослев, они становятся приятными во всех отношениях, уравновешенными (как правило, сангвиниками или флегматиками), доброжелательными, легко вливающимися в коллектив.
Дети с характером «средней» тяжести чуть хуже приспосабливаются к переменам, более негативно реагируют на чужаков, чем малыши из первой группы, но в целом тоже не доставляют родителям особых проблем.
Дети с «тяжелым» характером описываются как «безрежимные», с трудом приспосабливающиеся к некомфортным для них условиям; они постоянно и очень настойчиво требуют внимания родителей и моментально попадают в категорию «ручных»; на новых людей реагируют обычно негативно. Эмоциональные проявления (плач, смех) такого малыша очень интенсивны, при этом он долго расслабляется, а его укладывание превращается в марафон. Научить такого ребенка засыпать самостоятельно в первый год жизни почти нереально.
Традиционно малыши из «тяжелой» группы оценивались как некое проблемное явление: если «легкие» дети — подарок для родителей, то эти — «наказание божье». Например, в книге «Развитие ребенка и его отношений с окружающими» (в России опубликована в 1992 году) им предрекались «проблемы в поведении в школьном возрасте»; считалось, что они вырастают непослушными, истеричными, эгоистичными, чуть ли не с криминальными наклонностями. Реабилитировал детей с такими чертами характера современный американский педиатр Уильям Серз. В своих работах он отказался от термина «трудный» ребенок (таких малышей он называет «детьми с повышенными психологическими потребностями«) и указывает на то, что этим карапузам свойственны и положительные качества. В их числе — сильная воля; эмоциональность; способность к глубоким переживаниям — залог развитой в будущем эмпатии; способность понимать истинную суть вещей и событий (не правда ли, очень похоже на то, что пишут сейчас про «детей индиго»?). Чтобы все эти черты характера в ребенке проявились со временем, от родителей требуется грамотный педагогический подход, чуткость и понимание.
Уход за ребенком с повышенными потребностями
- Если волею судьбы вам достался ребенок с повышенными потребностями, настройтесь на то, что вам легче будет подстроиться под него, чем подстроить его под себя. Если малыш не хочет засыпать в «назначенное педиатром» время, есть каждые 3 часа — не мучьте его. Вопреки сложившемуся мнению, строгий режим дня для ребенка до года вовсе не обязателен. Наблюдайте за карапузом и вы научитесь понимать его, и задача организовать свой быт уже не будет выглядеть столь сложной.
- Постарайтесь создавать детям с такими чертами характера минимум стрессовых ситуаций: их психика очень уязвима, потрясения могут усугубить их врожденную нервозность. Не оставляйте ребенка одного, приучайте к новым людям постепенно.
- Упражнения, направленные на сенсорное развитие ребенка , помогут ему научиться расслабляться либо, наоборот, концентрироваться на положительных внешних «раздражителях», что в дальнейшем будет способствовать снижению тревожности, формированию позитивной картины мира.
- С раннего возраста занимайтесь приобщением ребенка к культуре:пойте песни, слушайте музыку, читайте стихи, рассматривайте картинки. Дети с особыми потребностями очень эмоциональны, через искусство они научатся конструктивно выражать свои переживания.
Пожалуй, все родители младенцев стремятся определить, какими те вырастут. Безусловно, вряд ли можно со стопроцентной уверенностью прогнозировать, какими чертами характера будет обладать ребенок, но определенные особенности личности действительно можно выделить уже в младенчестве.