ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ВАС «НЕ СЛЫШИТ» И НЕ ПОНИМАЕТ⁉
Очень часто у родителей возникает недоумение – почему ребенка о чем-то просишь, или предупреждаешь, или объясняешь, а ребенок, как будто, не слышит тебя, или не понимает, даже если эту ситуацию несколько раз обсудили.С такими же ситуациями сталкиваются воспитатели в детском саду и учителя в школе…
Почему дети не понимают простых вещей, и «не слышат» вас, когда вы им не один раз объясняете?⁉Ответ на этот вопрос вы найдете в моей книге
🚩«ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА. Что нужно понимать родителям и на что обращать внимание».
Она размещена на сайте электронных книг ЛитРес, вот ссылка:
https://www.litres.ru/olga-gladkevich/psihicheskoe-zdorove-vashego-rebenka/
Одна из глав этой книги посвящена именно этой теме – почему ребенок не понимает наши просьбы или указания.
Вот отрывок из книги:
«А теперь, дорогие родители, ВНИМАНИЕ!
Я объясню вам, почему так часто случаются «нестыковки» в общении с ребенком — он вас не понимает, вы его не понимаете, он не выполняет необходимых действий, которые вы ему многократно объясняли. И вы не можете понять, что происходит: или ребенок «тупой», или вы так плохо объясняете. Сейчас вы, наконец, узнаете и поймете, что за этим стоит…
За ситуацией непонимания родителем своего ребенка и его «плохого» поведения стоит НЕПОНИМАНИЕ родителями двух вещей:
✅1) Особенностей работы детского мозга. У ребенка мозг работает не так, как мозг взрослого, ребенок еще не понимает сложного мира, поэтому и реакции ребенка, и его поведение сильно отличаются от того, что ждет взрослый.
✅2) Возможностей детского мозга в разном возрасте. Возможности детского мозга в 2 года не такие, как в 10, а в 10 лет — не такие, как в 18 лет.
Вы скажете, что я говорю банальные вещи, и что вы это понимаете?
Да, теоретически понимаете. Но как только дело касается конкретной ситуации и «неправильного» поведения ребенка, понимание куда-то улетучивается, вы тут же об этом забываете и начинаете предъявлять неадекватные требования. Не соответствующие возрасту и возможностям ребенка.
Ребенок, попавший в этот мир, — он как инопланетянин👽. Для него все непонятно, а наши логические связи между событиями, явлениями, предметами вовсе не очевидны, как для нас. Он ничего не знает об этом мире, о его особенностях, правилах, законах. Не зная всего этого, ребенок методом «тыка» знакомится с этим миром и пытается с ним (и с нами) взаимодействовать.
🚩СЛОЖНОСТЬ нашего мира и незрелость мозга ребенка — это и есть причины непонимания ребенка.
Родитель забывает о сложности мира, ему кажется: все, что требуется от ребенка, — так просто (например, чистить зубы каждый день, или надевать колготки, или самостоятельно ежедневно садиться за уроки).
Родитель часто повторяет: «Это же так просто, чего тут не понимать?!» — вводя ребенка в ступор и закладывая в его душу убеждение, что он тупой.
На самом же деле признайтесь себе, что вы в этом мире и его сложных правилах тоже многого не понимаете. И кого-то это тоже может раздражать… Но для себя у нас всегда найдутся оправдания.
Ситуация общения с ребенком, когда вы не понимаете друг друга, похожа на сцены, которые не раз обыгрывались в кино — когда русский, не зная другого языка, пытается объясниться с иностранцем😃: он начинает говорить громко, много жестикулирует, по несколько раз повторяет одно и то же, но не добившись понимания, постепенно начинает «закипать»…
И такие ситуации возникают на каждом шагу: и когда ребенку 4 года, и когда 12 лет, и 18… Только требования разные. И это несмотря на то, что у ребенка хороший интеллект.
Ребенку четырех лет непонятно, почему его ругают за то, что он на прогулке прыгнул в лужу двумя ногами — ведь так интересно смотреть, как разлетаются брызги грязи! А то, что рядом мама в белой юбке — ему это все равно… Он не знает, что на людях нужно выглядеть «прилично». Последствий своего действия он не понимает.
А в 18 лет ребенку непонятно, почему нельзя пить много алкоголя или употреблять наркотики, ведь это так «прикольно», так здорово — испытывать необычные ощущения, эмоции, видеть мир совсем по-другому… А разговоры родителей про то, что «это погубит твою жизнь» — это нечто абстрактное, что-то, чего ребенок не в состоянии понять — он тоже не понимает последствий своих действий. Он считает, что уже взрослый, а значит, сам все знает и все понимает.
Я иногда ввожу в ступор своих 18-летних клиентов, когда привожу им такой пример: «Тебе 4 года, ты на улице увидел красивую красную машину, рванул на дорогу, мама тебя поймала, и ты плачешь и бьешь маму…» И подросток говорит: «Конечно, я был неправ, я не понимал, что это опасно». Я продолжаю: «Теперь происходит то же самое — ты начал пропускать учебу, начал выпивать и курить „траву“… Родители пытаются наставить тебя на путь истинный, а ты устраиваешь скандалы и уходишь из дому…
Ты понимаешь, что тогда, на дороге, твоя жизнь была в опасности, но ты 4-летний был уверен, что прав ты, а родители — враги, которые не дают тебе что-то ценное? Сейчас точно такая ситуация: ты убежден, что ты прав, что родители — враги, и ты не понимаешь, что твоя жизнь в опасности…»
Очень важно найти нужное объяснение, а лучше — не одно, чтобы родитель не оказывался в ситуации общения со своим ребенком, как в ситуации общения с инопланетянином! Если у вашего ребенка что-то не получается, если он неправильно себя ведет и не думает о последствиях своих поступков, помните, что это не потому, что он «тупой» или что он хочет вас «достать»… Он РЕАЛЬНО❗этого НЕ ПОНИМАЕТ! Он еще не созрел.
Так происходит, если ребенок совершенно здоров, и его мозг не подвергался никаким вредным воздействиям. А про то, как это бывает, когда какие-то вредности были (гипоксия в родах, родовая травма, инфекции, наркозы и многое другое) — это отдельный разговор. Вот тут и нужна помощь специалистов. И об этом мы поговорим позже, в главе про микроорганические поражения ЦНС.
Когда же вы сталкиваетесь с трудностями непонимания, ваша задача не говорить ему одни и те же слова все громче и громче, а сесть и подумать, как ему это объяснить по-другому, разными способами, на понятном языке, чтобы до него дошло… Не один раз повторить и не один раз объяснить, а и так, и эдак, и обязательно показать на примерах. Заранее знайте, что одним разом не отделаешься, и не расстраивайтесь, когда он чего-то опять не сделал.
А то, что родителю надо неоднократно повторять ребенку одно и то же — это норма, это ваша работа, многократное повторение лежит в основе научения. Так что не злитесь ни на ребенка, ни на себя, знайте, что все идет правильно (и ребенок, и вы — в порядке), и многократно повторяйте. Только при многократном повторении правильных слов и правильных действий в мозгу образуются стойкие нейронные связи и конкретный навык закрепляется.
Итак, в основе проблемы непонимания и «неправильного» поведения лежит то, что в мозгу у ребенка ДЕЙСТВИТЕЛЬНО еще нет того «приспособления», того дополнительного «приложения», которое сможет «подключить» мозг ребенка к новым возможностям. А «приложение» устанавливается в определенном возрасте, раньше — никак. То есть мозг ребенка должен созреть, чтобы включилась какая-то функция, и беда в том, что часто сроки созревания не совпадают с ожиданиями родителей. У природы есть свой довольно жесткий план, и попытки его сломать приводят к плохим последствиям.
Может, такая метафора поможет вам понять📲: если на телефон не установлено приложение «Ватсап», то вы не сможете на своем телефоне вести разговоры, не используя основную сеть. Вы не сможете говорить через интернет, даже если у вас работает Wi-Fi. А таких «приложений» мозгу ребенка нужно очень много, и их установка зависит от уровня созревания и от того, уделяете вы этому внимание или нет.
Продолжая эту метафору, можно сказать, что однократная «установка» мало что дает — после того как вы «установили», надо долго ждать, когда приложение «загрузится». И к сожалению, на лбу ребенка нет окошечка, в котором видно, сколько процентов уже «загрузилось».
Поэтому наберитесь терпения и ждите, точно зная, что там, внутри, вовсю идет процесс «загрузки», только вы его не видите.
Но в отличие от телефона или компьютера, где вы установили программу и дальше только ждете, с ребенком вам надо продолжать время от времени обсуждать эту тему, периодически какие-то его действия контролировать (говоря научным языком, нужна постоянная внешняя стимуляция). А потом, когда «приложение» установится и закрепиться навсегда, мозг ребенка начнет им пользоваться, и ребенок начнет выполнять правильные действия вам на радость.
А вы так и не узнаете, какие сложнейшие изменения в мозгу в это время происходили и, наконец, произошли и закрепились, сколько миелиновых оболочек образовалось, сколько новых нейронных сетей сформировалось. Вы бы ахнули, если бы это увидели😃. Это касается и каких-то простых вещей (привыкания каждый день чистить зубы), и сложных социальных навыков (к примеру, умения проходить собеседование).
Только в первом случае на это уходят недели, во втором — месяцы. А есть навыки, которые формируются годами.
Развитие и «установка» таких мозговых «приложений» у человека происходит постепенно, по мере созревания мозга — по мере того как в мозге идут процессы миелинизации.
✅Миелинизация — это процесс развития особой миелиновой оболочки, которая покрывает отростки нервных клеток в головном и спинном мозге, этот процесс начинается еще внутриутробно.
Раньше считалось, что этот процесс завершается к подростковому возрасту. Теперь доказано, что физиологическое созревание длится где-то до 25 лет. И параллельно этому идет постепенно и психологическое созревание.
Именно к этому возрасту (25–30 лет) человек «входит в полный разум» — приобретает способность к осознанности, приобретает эмоциональную зрелость, способность полно оценивать ситуацию и принимать нужные решения. (Если вас заинтересует этот вопрос, в интернете есть много материалов про критерии психологической зрелости.)
Так что должна вас огорчить, дорогие родители: на вопрос, который задают взрослые, столкнувшись с трудностями воспитания: «Когда же это закончится?!» (имеется в виду непонимание, невыполнение детьми нужных действий и связанные с этим проблемы), я с уверенностью и специалиста, и мамы взрослого сына могу сказать: «Годам к тридцати…» 😨
И в следующий раз, когда вы столкнетесь с ситуацией, в которой вам хочется спросить: «Я тебе уже 5 раз объяснил! Ты что, не понимаешь?!» — остановитесь и скажите себе: «Да, мы оба не понимаем: он не понимает необходимости правильных действий, а я не понимаю, что он не понимает, потому что еще не созрел».
🚩Известный психолог и педагог Эда Ле Шан сказала однажды, что главное слово для родителей — «ЖДИ!». Родителям это очень важно понимать это и не забывать об этом в сложных ситуациях.
Помните: этот мир, несмотря на кажущуюся привычность и простоту, на самом деле очень сложен, а для незрелого мозга — особенно. И это задача родителя — помочь взрослеющему ребенку приспособиться к сложному, меняющемуся миру. При правильном подходе вы в любом возрасте ребенка можете наладить с ним взаимопонимание, сможете общаться и влиять на него.
(Если вас интересуют вопросы созревания детского мозга, и вы хотите узнать, чего и в каком возрасте можно ждать от ребенка, что можно требовать от него, советую прочесть книгу Андрея Курпатова «Счастье вашего ребенка».
Там во 2 и 3 главах подробно описано, как идет миелинизация в мозге, и какие функции к какому возрасту созревают.)
Иногда я даю прочитать этот материал не только родителям, но и подростку, с которым работаю. Чтобы подросток тоже понял, что постоянные повторения и требования родителей — это не желание его «достать», а исполнение своей родительской миссии. И подростки начинают это понимать.
✅ВЫВОДЫ
1. Всегда помните, что на разных этапах жизни вы имеете дело с «разными» детьми. Мозг ребенка развивается постепенно, годами, и взаимодействие с новыми сторонами жизни ребенок тоже осваивает постепенно. Если у ребенка что-то не получается, значит, эта функция еще не созрела в его мозгу. Мягко стимулируйте эту сферу его жизни, развивайте взаимодействие с ней, но ни в коем случае не пережимайте!
2. Помните — наиболее частая причина, когда у ребенка что-то не получается, лежит не в том, что он не хочет, а в том, что он ЕЩЕ НЕ МОЖЕТ. Это касается как маленьких детей, так и достаточно взрослых.
************************************
Если у вас появились вопросы, вы можете задать их в комментариях, написать мне в личные сообщения или прочитать мою книгу
🚩«ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА» https://www.litres.ru/olga-gladkevich/psihicheskoe-zdorove-vashego-rebenka/
💚P.S.Если нужна консультация — пишите в личные сообщения.
Всем здоровья и благополучия!
Ваша Ольга Гладкевич.
Если пост понравился, ставьте лайки😊
#психотерапия_онлайн #консультация_психотерапевта #психотерапевт_ольга_гладкевич #детский_психотерапевт #консультация_психолога #психотерапия_неврозов #лечение_депрессии#психотерапия_психосоматики #лечение_энуреза #СДВГ_у_детей #СДВГ_у_взрослых #выбор_профессии
Я считаю, что это может быть вызвано различными причинами. Возможно, ребенок просто не хочет вам слушаться или понимать вашу позицию. Возможно, он находится в сложной жизненной ситуации и ему нужно больше времени, чтобы осознать, что происходит. Возможно, ребенок просто не понимает, почему он должен послушаться. Так что я думаю, что перед тем, как относиться к этому проблемно, нам нужно понять, почему ребенок не слышит и не понимает вас.
Очень всё хорошо выложено и рассказано,советую прочитать данную статью