Как научить ребенка рисовать
Безусловно, рисование не входит в число навыков, крайне необходимых для малышей первых лет жизни. Поэтому многие родители, равнодушные к идеям раннего развития детей, вообще не озадачиваются вопросом, как научить ребенка рисовать. Тем не менее это умение, пусть и не столь ценное с прикладной точки зрения, как гигиенические навыки или пользование столовыми приборами, будет весьма полезно малышу.
Пять причин научить рисовать вашего ребенка:
1. Навыки рисования способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук. А это, кстати, полезно и с точки зрения формирования навыков самообслуживания, таких как умение пользоваться столовыми приборами.
2. Учась рисовать, ребенок лучше запоминает геометрические формы и цвета. С помощью игр, включающих рисование, можно научить ребенка буквам и цифрам.
3. Рисование помогает развивать у ребенка внимание и концентрацию.
4. Рисование способствует развитию воображения у детей, проявлению их творческого потенциала. Импровизационное рисование помогает развитию и гармонизации личности ребенка.
5. Для родителей обучение ребенка рисованию — прекрасная возможность сблизиться ним еще больше.
Когда можно начинать учить малыша рисовать?
Многие наборы для детского творчества, к примеру, пальчиковые краски или цветные мелки, имеют маркировку «для детей старше года». В этом возрасте карапузу уже можно выдавать в пользование подобные материалы; другое дело, что на первых порах рисования как такового не получится — скорее малыш с удовольствием займется исследованием их свойств, размазывая краски по квартире, а мелки — бросая и пробуя на зуб. В целом, если материалы безопасны для здоровья, ничего страшного (кроме возможной порчи части имущества) в этом нет, подобные эксперименты даже полезны с точки зрения сенсорного развития ребенка. Полноценным же рисованием (целенаправленным изображением конкретных или воображаемых объектов) можно начинать заниматься, если ребенок:
— уверенно держит карандаш (ручку, кисть) и может с его помощью оставить след на заданной поверхности (например, на листке бумаги);
— понимает назначение инструментов, с которыми ему предстоит иметь дело (иными словами, краски не будет пытаться съесть, а альбом порвать);
— проявляет искренний интерес к процессу.
Существуют разные подходы к тому, как именно учить ребенка рисовать. Можно выделить два основных подхода: традиционный и импровизационный.
Традиционный подход: структурируем деятельность ребенка
Традиционный подход сводится к тому, чтобы ребенок смог со временем выдать нечто осмысленное. Здесь есть «учитель», задающий ребенку правила и следящий за их соблюдением, и «ученик».
Как научить ребенка рисовать в рамках такого подхода:
1. Расскажите ему об элементарных составляющих рисунка — точке и линии; потренируйтесь с ним рисовать и то, и другое.
2. Попробуйте с помощью линий рисовать простые геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник. Можно также рисовать с ребенком буквы, цифры, какие-то несложные объекты (например, снежинки, солнце с лучиками). Поначалу папе или маме стоит помогать малышу, водя карандашом по листку бумаги вместе с ним; также для отработки этого навыка предложите пообводить уже нарисованные взрослым объекты.
3. После того как объекты будут освоены, потренируйте в следующем упражнении: нарисуйте на листке несколько фигур и попросите ребенка закрасить пространство вокруг них (или снаружи). Таким образом у ребенка формируются понятия «целое» и «элемент». Кстати, такое упражнение очень хорошо отрабатывать с книжкой-раскраской.
4. Сейчас у вашего малыша есть неплохой базис, чтобы попытаться на бумаге изобразить какие-то из окружающих его объектов. И пусть поначалу это будет очень неловко и схематично. Для этого нужно выбрать объект и попытаться разложить его на точки, линии и простые геометрические фигуры. Например, девочку можно схематично изобразить так: круг (голова), треугольник (туловище в платье), четыре линии (руки-ноги), две точки на голове (глаза), короткая изогнутая линия внизу лица (улыбка). При желании можно добавить дополнительные элементы. Дерево можно изобразить в виде очень вытянутого равнобедренного треугольника с маленьким основанием и расходящихся от этого треугольника линий-веточек, листья изобразить в виде овалов, кругов или точек. Вспомните ваши детские художественные опыты, и вам в голову придет еще много ценных идей. И после того, как вы подробно проговорили с ребенком, из чего складывается выбранный вами объект, можно приступить к изображению его на бумаге. Здесь малышу придется также потрудиться над выбором максимально соответствующих прототипу цветов.
Первую же картину, на которой более или менее будут понятны очертания объекта, можете спрятать на память. Лет через десять покажите это творение чаду и расскажите, как научили его рисовать.
Импровизационный подход к обучению рисованию
Такой подход к изобразительному искусству был предложен еще абстракционистами, и основывался он на постулате, что художник должен стремиться изобразить не объекты — неважно, реальные или фантастические, а с помощью цветов и форм выражать свой внутренний мир. Интересно, что многие педагоги и психологи считают такой способ рисования оптимальным для детей-дошкольников (лучше всего для него подходят краски, потому что позволяют максимально широко экспериментировать с цветовой палитрой).
Преимущества подхода:
1. Есть мнение, что у детей-импровизаторов лучше развивается чувство цвета, формы, композиции, чем у тех, кто привыкает рисовать в традиционной манере. Возможно, так оно и есть; пример тому — пятилетняя австралийская художница с русскими корнями Аэлита Андре, которая научилась рисовать сама, без какой-либо родительской корректировки, и чьи картины сейчас очень высоко оцениваются известными критиками. Ведь дети опираются на свое врожденное чутье, а не на стереотипы взрослых, чей вкус зачастую оставляет желать лучшего.
2. Импровизационное рисование позволяет ребенку выплеснуть свои переживания, в том числе и негативные, что положительно сказывается на развитии личности. На этом же основывается и арт-терапия — популярная ныне психотерапевтическая методика.
3. Такой подход требует минимум вмешательств со стороны родителей: вы просто выдаете чаду альбом, краски (фломастеры, мелки и т.д.) и оставляете его один на один с вдохновением. Кстати, рисовать можно кисточкой и пальцами и даже выливать краску из тюбиков; можно делать это и в ванне во время купания, и даже на асфальте. Мамы и папы, умеющие создавать только шедевры из разряда «палка, палка, огуречик, получился человечек», могут не огорчаться, что они не способны научить ребенка рисовать.
Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике, цифрам и рисованию – предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их изображениями. Так дети с творческим складом ума заинтересуются цифрами, а дети с математическим складом – творчеством
У нас в садике , младшая группа-2-3, рисуют так: например им раздают машинки на листочках без колес, следовательно, они колеса дорисовывают. Их учат правильно кисточку держать: двумя пальчиками-на третьем отдыхают. Воспитатель говорит, у многих нет навыка даже держать ручку-карандаш, ни то чтобы рисовать
Интересная статья, добавить практически нечего.
Не соглашуссь только с самым началом:
«Безусловно, рисование не входит в число навыков, крайне необходимых для малышей первых лет жизни.»
Навык очень важен, собственно в статье и описано чем. Соответственно чем раньше начать, тем лучше.