Контролирующее воспитание: как становятся жертвой. К чему тотальный контроль над ребёнком может привести в будущем?
Если вы были воспитаны в контролирующей среде, это вряд ли прошло для вас бесследно.
1. Отсутствие мотивации и интереса к жизни
Многие жертвы контролирующего воспитания постепенно утрачивают мотивацию и интерес к жизни. Эти люди не знают, кто они, чего они хотят, и почему они занимаются тем, чем занимаются.
В детстве их направляла авторитетная фигура. Это привело к стремлению полагаться на того, кто будет «подталкивать» их. Когда авторитетная фигура отсутствует, или перестает давить, человек становится чрезмерно пассивным. В зрелом возрасте ему не хватает мотивации и желания достичь цели.
Такие люди живут в мире слов «я должен» и «мне следует». Они привыкли понукать себя голосом «внутреннего родителя», но, раздраженные бесконечными «должен», перестают что-либо делать.
Выходцы из контролирующих семей подсознательно пытаются попасть в среду, где им будут говорить, что делать. Поэтому они часто жалуются на то, что их не уважают, предъявляют завышенные требования или откровенно эксплуатируют. Динамика отношений с родителями в детстве переносится на супруга или босса.
2. Контроль и насилие
Контролеры часто подвергались контролю и насилию в прошлом. Став взрослыми, они проявляют похожие тенденции. Вместо того чтобы искать среду, где их будут контролировать, они стремятся сами занять позицию власти, управляя окружающими. Такие люди становятся жестокими боссами, сварливыми супругами, школьными хулиганами, издевающимися над одноклассниками, и… контролирующими родителями.
Жертвы контроля устали чувствовать себя бессильными и беспомощными. Они не хотят терпеть неуважение. Они знают, что получат все, если научатся доминировать и манипулировать. Эти навыки позволяют им выжить в токсичной среде. Они воплощают свои фантазии о власти и могуществе в любой обстановке, куда попадают — на работе, в семье, с домашними животными, в интернете и т. п.
Некоторые дети, пережившие насилие, становятся преступниками или социопатами. Другие страдают от навязчивостей, неумения строить отношения и других проблем, которые отравляют их взрослую жизнь.
Насилие порождает насилие. Контроль порождает контроль.
3. Плохая концентрация и неумение принимать решения
Покидая контролирующую среду, мы обретаем свободу. Парадоксально, но многие люди не умеют быть свободными. Они чувствуют дискомфорт. Если вам постоянно подсказывали, что делать, вы испытываете замешательство и страх, когда вам приходится самим отвечать за свою жизнь. Никто не дает вам указаний. Вас не научили мыслить и действовать самостоятельно, вы привыкли лишь выполнять приказания.
Кажется, что вам открыты любые возможности. Вы можете делать почти все, что захотите. Но в результате люди погружаются в навязчивые размышления. Они беспокоятся о будущем, пытаются проиграть в голове различные сценарии развития событий, вместо того, чтобы принять решение и перейти к действиям.
Даже зная, что никто больше не контролирует их, им все равно страшно. Их психика нацелена на выживание. Неважно, что обстановка поменялась, они все равно боятся совершить ошибку, стараются быть идеальными во всем и не могут принять решение, опасаясь негативных последствий.
Все это результат контролирующего воспитания в детстве. В зрелом возрасте он приводит к чувству потерянности, пассивности, смятению и хронической тревожности.
4. Готовность угодить всем и восприимчивость к эксплуатации
Люди, которые выросли в контролирующей среде, стремятся угодить окружающим, потому что их приучили ставить себя ниже других, а чужие потребности выдвигать на первый план. Они научились, что их основная функция – служить другим.
В результате такие люди не способны установить здоровые границы, позаботиться о себе и иметь адекватную самооценку. Неспособность говорить «нет», ответственность за то, что находится вне их контроля, ощущение себя недостаточно хорошим, токсичный стыд, а также чувство беспомощности, никчемности или зависимости, социальная тревожность – все это следствие контролирующего воспитания.
Это делает вас жертвой манипуляции, приводит к любви без взаимности и плохим границам.
Контролирующие родители продолжают контролировать своих детей и в зрелом возрасте. Они больше не могут полагаться на физические методы контроля, но умение манипулировать осталось. Все «эмоциональные кнопки» известны и одного нажатия на них достаточно, чтобы заставить детей подчиниться. Перекладывание вины, манипуляция стыдом, игра в молчанку, стремление изображать жертву и прочие тактики по-прежнему эффективны.
Есть и множество других последствий воспитания в контролирующей среде. Это «черно-белое» мышление, трудности с самовыражением и недостаток креативности, перфекционистские тенденции, нарциссизм и различные эмоциональные проблемы (хроническая тревожность, одиночество, депрессия).