Приучаем ребенка к горшку: немного теории
Самостоятельные мочеиспускание и дефекация в специально отведенных для этого местах (или на специально предназначенных для этого приспособлениях) в российском социуме считаются одними из базовых навыков, которые ребенку нужно приобрести в первые 3 года жизни, и значимым достижением в процессе социализации.
Оптимальный возраст, чтобы приучить ребенка к горшку
Очень много споров вызывает вопрос, какой же возраст можно считать оптимальным для того, чтобы начинать приучать ребенка к горшку. Здесь можно отметить три наиболее распространенные точки зрения. Одной из них придерживаются сторонники так называемого естественного родительства, которые, опираясь на опыт некоторых племен Африки, Азии и Центральной Америки, призывают высаживать ребенка над какой-либо емкостью в первые недели жизни. Вторая точка зрения обычно транслируется нашими бабушками-тетушками: ребенка нужно начинать сажать на горшок после того, как он научится хорошо сидеть (примерно в 7-8 месяцев). В таком случае, по их мнению, к полутора годам у ребенка сформируется стойкий навык, который необходим для успешной адаптации к детскому саду. Третью точку зрения выражает большинство современных педиатров (Евгений Комаровский, Уильям Серз и т.д.), и сводится она к тому, что ребенка нужно приучать в том возрасте, когда у него формируется полноценный сознательный контроль над выделительной функцией (в 1,5-2 года).
У сторонников каждой из точек зрения есть собственные аргументы, некоторые из них заслуживают внимания, некоторые кажутся «высосанными из пальца». В любом случае здравомыслящая общественность в лице врачей, педагогов и родителей пришла к выводу, что возраст приучения ребенка к горшку — вопрос, связанный скорее с организацией быта, нежели с его умственным развитием и формированием значимых в дальнейшем социальных навыков. По крайней мере, никакой взаимосвязи между возрастом, в котором ребенок начал самостоятельно писать и какать, и его последующим уровнем интеллекта, эмоциональным статусом, успешностью и общей удовлетворенностью жизнью не выявлено (разве что слишком рьяные родители, чересчур настырно приучающие чадо к горшку с раннего возраста вопреки его желанию, могут затормозить этот процесс и спровоцировать у ребенка психические расстройства).
Приучение ребенка к горшку и его дальнейшее психическое развитие
Вопрос о влиянии на психику ребенка тех переживаний, которые он получил в ходе приучения к горшку, поднял знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он считал, что между годом и тремя годами в своем развитии малыш проходит так называемую анальную стадию, и особое значение для дальнейшего формирования личности ребенка имеет опыт установления контроля над своей выделительной системой. Если процесс прошел спокойно, без прессинга со стороны родителей, то в дальнейшем он вырастет уверенным в себе, трезво оценивающим ситуацию, достаточно щедрым. Если же взрослые кричат на малыша, стыдят его, наказывают за неудачи, то в зависимости от некоторых уже сложившихся черт личности ребенка он вырастет либо грубым, жестоким, несобранным, либо чрезмерно педантичным, скупым, неуверенным в себе. Доверять или нет теории Фрейда всецело, решать, конечно, родителям (в научном мире к ней отношение неоднозначное); тем не менее психиатры и психологи не отрицают определенной взаимосвязи между тем, как родители приучали ребенка к горшку, и некоторыми качествами его характера.
Этапы приучения ребенка к горшку
Можно выделить четыре основных этапа освоения ребенком горшка (подробно об этом читайте в данной статье). Их длительность может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев — и то, и другое считается нормой.
Первый этап — предварительный. Родители оценивают степень готовности карапуза к предстоящей процедуре, выбирают, по какой методике будут приучать ребенка к горшку.
Второй этап — подготовительный. В его ходе приобретают горшок и рассказывают малышу о его назначении.
Третий этап — собственно тренировка. Мама и папа учат чадо связывать сигналы его тела, говорящие о потребностях в мочеиспускании и дефекации, и эти процессы и добиваются того, чтобы «пипи» и «кака» были сделаны именно в горшок.
Четвертый этап — оценка результатов: насколько успешно удается приучить ребенка к горшку. Родители делают выводы об эффективности выбранной методики и при необходимости производят ее коррекцию.