Методики раннего развития для детей первых лет жизни
Родители больше всего любят говорить об успехах своих детей. Часто можно услышать: «А мой Ваня в 3 года научился читать» или «А мы в 5 месяцев плавать умеем». В наше время, благодаря методикам раннего развития детей, сделать из своего крохи «вундеркинда» могут почти все родители. Если, конечно, захотят.
Сторонники методик раннего развития детей приводят свои аргументы: «Ребенок рождается, чтобы познавать этот мир. Наиболее развиты когнитивные потребности именно у детей до 6-7 лет, а потом интерес к новым знаниям значительно ослабевает».
Развивающие методики, несомненно, полезны: они помогают поддержать и развить природную любознательность. В то же время, при выборе методики раннего развития для ребенка, родители должны ориентироваться на индивидуальные склонности своего малыша, а не на собственные амбиции. Основная цель таких занятий — не научить двухлетнего карапуза тому, что обычно осваивает двенадцатилетний подросток, а обеспечить гармоничное формирование личности ребенка.
Методики раннего развития и возрастные особенности детей
С какого же возраста имеет смысл заниматься с ребенком по методикам раннего развития? Разные специалисты дают разный ответ на этот вопрос. Чаще всего называют возраст 8-10 месяцев, именно в этот период в интеллектуальном развитии ребенка происходит своеобразный качественный скачок и его способности к обучению значительно возрастают (это особенность психологии детей до года). С другой стороны, начинать отслеживать, к чему предрасположено ваше чадо, можно намного раньше: уже месяца в три дети могут демонстрировать склонность к физической активности, интерес к музыке, к предметной среде, к общению (см. статью Ранняя диагностика способностей ребенка). Для того чтобы стимулировать сенсорное развитие ребенка первых месяцев жизни, рекомендуется чаще носить их в слинге или на руках, побольше общаться с ним, уделяя особое внимание интонации, — это в дальнейшем поможет быстрее научить ребенка говорить. Некоторые педагоги также утверждают, что с первых месяцев жизни можно говорить с ребенком на нескольких языках — в дальнейшем это значительно облегчит их изучение.
В первые годы (и даже месяцы) жизни для развития малышей очень эффективной оказывается методика Марии Монтессори: она помогает определить, к каким видам деятельности склонен ребенок, позволяет выработать оптимальный для него темп освоения нового материала. Метод способствует сенсорному развитию детей, развивает внимательность, логику, помогает воспитанию у малыша самостоятельности. Для развития речи, воображения полезна будет методика Сесиль Лупан; для тренировки памяти прекрасно подходят упражнения, разработанные Гленом Доманом.
Впрочем, после 3-4 лет важно не только формировать у ребенка определенные навыки, но и развивать его личностные качества: коммуникабельность, инициативность, лидерство. А эти задачи уже не входят в «компетенцию» многих методик раннего развития детей, нацеленных в первую очередь на тренировку определенных свойств мышления (в качестве исключения можно назвать некоторые японские методики, в том числе методику Масару Ибука, в которой как раз много внимания уделяется формированию позитивного мировоззрения и эмоциональному развитию ребенка).
Несомненно детей надо развивать,надо обучать.Главное не переусердствовать,надо понимать подходит это вашему ребенку или нет.Все индивидуально.