Развитие мышления у ребенка до 3-х лет
Мышлением называют процесс формирования представлений об окружающем мире на основании накопления и анализа личного опыта, а также способность на основании этого опыта делать прогнозы. Мышление дает возможность получать такую информацию о явлениях и объектах окружающего мира, которая не может быть непосредственно воспринята органами чувств (к примеру, информация о свойствах материи, о закономерностях исторического процесса и т.д.). Мышление тесно связано с таким свойством сознания, как память.
Давайте рассмотрим основные этапы развития мышления у ребенка до 3 лет.
С рождения до 6 месяцев мир воспринимается малышом в категориях «здесь» и «сейчас». У ребенка еще «не запустилась» память, поэтому нет ощущения времени и повторяемости событий и явлений; каждый объект и ситуация воспринимается как нечто уникальное.
Тем не менее познавательные потребности ребенка очень сильны уже на этом этапе, и малыш быстро и успешно учится воспринимать и обрабатывать информацию. К 4-5 месяцам возникают предпосылки для развития наглядно-действенного мышления, «отвечающего» за восприятие предметов в процессе действий с ними. Оно появляется в процессе практической деятельности и становится основой для формирования более сложных видов мышления. Постепенно ребенок начинает узнавать людей и знакомые предметы, что знаменует развитие памяти.
Несмотря на то что малыш в этом возрасте не способен к вербальному общению, у него достаточно богатые и постоянно совершенствующиеся коммуникативные навыки (он использует плач, интонацию, мимику, жесты). Это так называемая долингвистическая стадия языкового общения, очень значимая для успешного интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
С 6-9 месяцев благодаря манипуляциям с объектами предметной среды (например, игрушками) малыш начинает понимать, что определенное действие может привести к определенному результату (например, если стукнуть погремушку, она загремит). Это первый этап в развитии логического мышления. Кроме того, карапуз постепенно понимает, что мир не ограничен тем, что он воспринимает в тот или иной момент с помощью органов чувств. Еще одно достижение в развитии мышления ребенка — он начинает пытаться соотносить слова с объектами окружающей действительности. Это важный этап в его речевом развитии.
С 9 месяцев ребенок начинает категоризировать предметы, что знаменует начало абстрактного мышления. Конечно, пока это еще самая примитивная чувственная абстракция — выделение одних свойства или качеств предмета за счет отвлечения от других (например, малыш считает «кисами» всех животных с пушистыми хвостами). Тем не менее для ребенка это значительный прогресс! И, конечно, продолжается развитие языка: к году ребенок может осознанно произнести в среднем 5-10 слов.
С 12 месяцев продолжается развитие логики; ребенок начинает понимать причинно-следственные связи не только между какими-то простыми действиями, но и между некоторыми событиями. Он уже может мыслить перспективно и ретроспективно (понимает, что недавно покушал, а скоро пойдет гулять). Некоторые дети уже демонстрируют склонность к определенному виду активности и даже способности в какой-либо сфере (у одних хорошо получается собирать головоломки, у других рисовать, третьи интересуются стихами и сказками, и т.д.)
С 18 месяцев ребенок начинает осознанно выделять и запоминать характеристики предметов (размер, цвет, форма). Параллельно с памятью и абстрактным мышлением развивается и воображение — способность моделировать в уме ситуаций на основе реального опыта. Скорее всего, в полтора года ребенок начал проявлять интерес к самым простым сюжетно-ролевым играм (например, собирает сумку и представляет, что идет в магазин). Новый скачок в развитии языка — малыш уже не просто называет отдельные предметы или действия, а пытается описать ситуацию комплексно (например, предмет+действие, предмет+его место расположения и т.д.). Для достижения этой цели он пытается формулировать целые предложения.
С 2-х лет у малыша началось формирование цельной и связной картины мира — готовьтесь, скоро начнется эпоха «тысячи почему». Правда, пока ваш кроха не столько задает вопросы, сколько комментирует все, что происходит вокруг него и вызывает вас на диалог, но ведь это только начало! Поощряйте любознательность крохи и, рассказывая ему о чем-то, старайтесь, чтобы ваша информация была понятной и внутренне непротиворечивой. Читайте ему познавательные книги, ходите в музеи и зоопарк; обратите внимание на обучающие детские настольные игры (такие можно заказать на сайте www.umnitsa.ru) — с их помощью малыш тоже может узнать много нового. Призывайте чадо самому высказывать точку зрения на те или иные явления: это не только поможет развивать речь ребенка — так вы будете способствовать «тренировке» у него логического мышления. Продолжается развитие памяти: сейчас карапуз уже достаточно четко фиксирует свои воспоминания и может о них рассказать.
С 2,5-3 лет у ребенка развивается полноценное наглядно-образное мышление: действия, ранее осуществляемые с реальными объектами, дети могут теперь уже воспроизводить на уровне представлений. Развитое воображение в совокупности с отработанными навыками (рисования, лепки и т.д.) позволяет малышу начать творческую деятельность. Еще один значимый этап в развитии мышления ребенка — начало формирования самосознания, то есть восприятия себя как личности с определенными свойствами и качествами (здесь читайте статью о формировании личности ребенка).
Как стимулировать развитие мышления у ребенка?
В своем бестселлере «После трех уже поздно» этому вопросу уделяет много внимания Масару Ибука, японский инженер, один из основателей компании Sony и специалист в области раннего развития детей. Вот несколько оригинальных рекомендаций от господина Ибука.
- В первые годы жизни ребенок обладает гигантским потенциалом к обучению. Не не замыкайте его в пространстве манежа или кроватки. Чем больше малыш получит новых впечатлений на начальном этапе, тем более развитым он вырастет. Любите его и принимайте таким, какой он есть, — ощущение безопасности даст ему дополнительный стимул к изучению окружающей среды.
- Не решайте за ребенка, что для него «слишком сложно», дайте ему самому возможность выбирать между Микки Маусом и музыкой Баха. Если малыша что-то заинтересовало, это значит, что он в состоянии это «освоить».
- Старайтесь поощрять ребенка «работать» обеими руками (а не только «основной»). Тренировка мелкой моторики обеих рук способствует развитию обоих полушарий мозга.
- Не ограничивайте развитие воображения ребенка своими представлениями о «правильном» и «неправильном». Дайте ему возможность импровизировать, рисовать зеленые треугольные яблоки и превращать старый ботинок в сказочную карету.
- Расширяйте круг общения малыша. Бабушки, дедушки, ровесники — все они будут способствовать расширению кругозора ребенка, получению нового опыта и навыков