Методики раннего развития для детей первых лет жизни

Родители больше всего любят говорить об успехах своих детей. Часто можно услышать: «А мой Ваня в 3 года научился читать» или «А мы в 5 месяцев плавать умеем». В наше время, благодаря методикам раннего развития детей, сделать из своего крохи «вундеркинда» могут почти все родители. Если, конечно, захотят.

 «Не отнимайте у ребенка детство» — лозунг родителей, скептически настроенных по отношению к методикам раннего развития для детей дошкольного возраста. Действительно, зачем обучать ребенка чтению в 1 год, когда это спокойно, без ущерба для его дальнейшей карьеры, можно сделать в 6-7 лет? К тому же зачастую бывает так, что «вундеркинд» не находит общего языка со сверстниками. Потом другие дети нагоняют «вундеркинда», обучившись тому же самому, что умеет и он, только на 3-4 года позднее. И получается, что преимущества раннего развития теряются, а драгоценное время для социализации упущено: такой ребенок, привыкший считать себя исключительным, может так и не влиться в коллектив.

Сторонники методик раннего развития детей приводят свои аргументы: «Ребенок рождается, чтобы познавать этот мир. Наиболее развиты когнитивные потребности именно у детей до 6-7 лет, а потом интерес к новым знаниям значительно ослабевает».

Развивающие методики, несомненно, полезны: они помогают поддержать и развить природную любознательность. В то же время, при выборе методики раннего развития для ребенка, родители должны ориентироваться на индивидуальные склонности своего малыша, а не на собственные амбиции. Основная цель таких занятий — не научить двухлетнего карапуза тому, что обычно осваивает двенадцатилетний подросток, а обеспечить гармоничное формирование личности ребенка.

Методики раннего развития и возрастные особенности детей

С какого же возраста имеет смысл заниматься с ребенком по методикам раннего развития? Разные специалисты дают разный ответ на этот вопрос. Чаще всего называют возраст 8-10 месяцев, именно в этот период в интеллектуальном развитии ребенка происходит своеобразный качественный скачок и его способности к обучению значительно возрастают (это особенность психологии детей до года). С другой стороны, начинать отслеживать, к чему предрасположено ваше чадо, можно намного раньше: уже месяца в три дети могут демонстрировать склонность к физической активности, интерес к музыке, к предметной среде, к общению (см. статью Ранняя диагностика способностей ребенка). Для того чтобы стимулировать сенсорное развитие ребенка первых месяцев жизни, рекомендуется чаще носить их в слинге или на руках, побольше общаться с ним, уделяя особое внимание интонации, — это в дальнейшем поможет быстрее научить ребенка говорить. Некоторые педагоги также утверждают, что с первых месяцев жизни можно говорить с ребенком на нескольких языках — в дальнейшем это значительно облегчит их изучение.

В первые годы (и даже месяцы) жизни для развития малышей очень эффективной оказывается методика Марии Монтессори: она помогает определить, к каким видам деятельности склонен ребенок, позволяет выработать оптимальный для него темп освоения нового материала. Метод способствует сенсорному развитию детей, развивает внимательность, логику, помогает воспитанию у малыша самостоятельности. Для развития речи, воображения полезна будет методика Сесиль Лупан; для тренировки памяти прекрасно подходят упражнения, разработанные Гленом Доманом.

Впрочем, после 3-4 лет важно не только формировать у ребенка определенные навыки, но и развивать его личностные качества: коммуникабельность, инициативность, лидерство. А эти задачи уже не входят в «компетенцию» многих методик раннего развития детей, нацеленных в первую очередь на тренировку определенных свойств мышления (в качестве исключения можно назвать некоторые японские методики, в том числе методику Масару Ибука, в которой как раз много внимания уделяется формированию позитивного мировоззрения и эмоциональному развитию ребенка).

Методики раннего развития для детей первых лет жизни: 1 комментарий

  • 29.03.2018 в 10:48
    Permalink

    Несомненно детей надо развивать,надо обучать.Главное не переусердствовать,надо понимать подходит это вашему ребенку или нет.Все индивидуально.

    Ответ

Добавить комментарий для ирина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

проверка антибот


88a13c901c2d7dac Яндекс.Метрика